settings_phone Обратный звонок

Исполнение госконтрактов в условиях коронавируса

Читайте также
Исполнение госконтрактов в условиях коронавируса
05 Мая 2020 Категория: Блог Просмотров: 148

№ 1.

По официальным заявлениям Министерства финансов России и Федеральной антимонопольной службы, вызванные распространением коронавируса ограничительные меры относятся к обстоятельствам непреодолимой силы (Письмо Минфина РФ от 19.03.2020 N 24-06-06/21324). В таких условиях исполнители временно освобождаются от ответственности за нарушения при исполнении обязательств по контрактам на период, когда они не могут их выполнить по объективным причинам.

Это значит, что штрафы и пени начисляться не будут, а самих исполнителей временно нельзя заносить в Реестр недобросовестных поставщиков (изменения в ч. 42.1 ст. 112 и ч.7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, внесены ФЗ №98-ФЗ от 01.04.2020). При этом отказаться от исполнения обязательств по контракту нельзя. Можно только получить отсрочку на период указанных обстоятельств.

№ 2.

По взаимному согласию сторон, теперь можно изменить общую цену контракта, срок исполнения, цену единицы ТРУ, если к этому вынуждают обстоятельства, вызванные ограничительными государственными мерами по борьбе с распространением инфекции. Для указанных изменений заказчику потребуется письменное подтверждение исполнительного органа власти (ст. 112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой ч. 65), а поставщику – предоставить необходимое обеспечение контракта.

№ 3.

Заказчики могут не требовать обеспечения исполнения контракта у МСБ и социально ориентированных НКО. Контракт при этом не должен предусматривать аванс. (Ч. 64, ст. 112 Закона №44-ФЗ, добавлена Законом №98-ФЗ от 01.04.2020). Также заказчик получит право проводить неконкурентные закупки в неотложных обстоятельствах: срочная медицинская помощь и т.д. (Утрачивают силу ст. 80, 81, 82 Закона № 44-ФЗ о предварительном отборе и о запросе котировок).

№ 4.

До 30 апреля Правительство должно проработать вопрос о переносе закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, запланированных на 2-е полугодие 2020 года, на II-й квартал. Такое поручение Президент РФ дал Правительству по итогам встречи с предпринимательским сообществом в конце марта.

К таким закупкам, в соответствии с 44-ФЗ, относятся компьютерная техника, софт, автотранспорт, услуги по аренде и лизингу автотранспортных средств, топливо, услуги связи, деревянная и металлическая мебель. Напомним, что отдельные перечни формируют министерства и ведомства. В такие перечни они включают ТРУ, на которые приходится не менее 20% всех расходов ведомства, вместе с его подведомственными организациями и территориальными органами.

Особняком в этом списке стоят энергосервисные контракты, контракты на оказание услуг связи для нужд обороны страны, гособоронзаказ и ряд других.

№ 5.

Расширен перечень объектов капитального строительства, которые можно закупать «под ключ» в соответствии с положениями об «особых» закупках в сфере строительства (ч. 55 и 57 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Теперь под закупки «под ключ» попадают не только объекты капстроительства, возводимые в рамках национальных проектов, но и любое предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для эксплуатации объекта, а не только медицинское, как это было ранее.

Перечни объектов может определять не только Правительство РФ и высшая исполнительная власть субъектов, но и органы МСУ. Новые перечни должны быть утверждены соответствующим указом не позднее 01 января 2024 года.

№ 6.

Министерство финансов выступило с очередной инициативой по снижению нагрузки на участников закупки в части обеспечения контрактов в условиях распространения коронавирусной инфекции. Очередные поправки в 44-ФЗ направлены на согласование уполномоченным госорганам, а также в Правительство РФ.

Так, предлагается снизить минимальный размер обеспечения, который может требовать заказчик, до 0,5%. Максимальный размер при этом не меняется и остается на уровне 30%. Если расчеты по госконтракту подлежат казначейскому сопровождению, то размер обеспечения составляет 10%.

Также Минфин предлагает рассмотреть возможность выплаты аванса более 30% от цены контракта. При этом размер аванса должен соответствовать размеру предоставляемого по контракту обеспечения. Исключение опять предусматривается для госконтрактов на казначейском сопровождении. Размер обеспечения контракта при казначейском сопровождении уменьшается и исчисляется от цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса. Сейчас размер аванса не может превышать размер обеспечения по контракту, для которого установлен лимит 30% от цены контракта.

Впрочем, Министерство финансов пошло еще дальше и предложило исключить принцип необходимости обязательного обеспечения участниками гарантийных обязательств (если они уже установлены в описании объекта закупки). При этом предлагается наделить заказчика правом устанавливать (при необходимости) требование обеспечения таких гарантийных обязательств.

Как будут развиваться события дальше, покажет время. Одно совершенно ясно: постоянно меняющуюся сферу госзакупок ждет длительный период неопределенности и новые изменения.